Для каждого ТИМа определена сверхценность (проявляющаяся в сознании носителя ТИМа, и максимально доступная ему часть общей цельности мира), и ее воплощение (форма и степень реального изменения окружающего мира, являющаяся следствием деятельности человека в содержании своей типной сверхценности).
И.Эглит
Что представляет из себя процесс идентификации ТИМа?
Термин идентификация (лат. identificare – отождествлять, т.е. отождествление, уподобление, приравнивание в определённом смысле) наиболее точно обозначает то, что мы делаем, когда определяем ТИМ психики конкретного человека. [1]
Итак, в процессе идентификации происходит «отождествление, приравнивание». Что с чем отождествляется? Для прояснения вопроса необходимо обратиться к теории распознавания образов, а также к теории познания.
Евгения ГОРЕНКО, Оксана ГОРЕНКО
С помощью модели А можно сформулировать так называемую формулу сверхценности. Для ее схематичного выражения достаточно первой и восьмой функции: невзирая ни на какие конкретные условия по аспекту восьмой функции, первая функция должна давать максимально качественный и количественный результат.
К этой формуле есть дополнение, гласящее, что результатом этой деятельности первой функции должно быть изменение (улучшение) условий по аспекту восьмой функции (Д. Галкин).
В настоящее время есть несколько систем расстановки знаков.
Разные авторы (Гуленко, Ермак, Букалов, Цыпин) не сходятся во мнении, как же все-таки знаки расставлять.
Признак | Аспект | Символ | Проявление |
Логика | Деловая логика (черная логика) |
Восприятие окружающего мира, людей, себя через действие, движение, поступки в пространстве или во времени. Работа, процесс, польза. Оценка их эффективности. Умение различать полезные и бесполезные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность. Умение действовать эффективно. Умение зарабатывать. Семантика: работа, деятельность, процесс, действие, движение, эффективность.
|
|
Структурная логика (белая логика) |
Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать. Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор правильного. Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира. Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы. Восприятие пространства как системы расстояний. Восприятие времени через взаимосвязь событий. | ||
Этика | Этика эмоций (черная этика) |
Существование в мире эмоций. Восприятие и оценка окружающего мира через энергетическое состояние объектов - умение понимать свое и чужое энергетическое (эмоциональное) состояние, умение его выражать. Энергия, энтузиазм. Знание различных эмоций: настроение, радость, счастье, страсть, печаль, уныние, грусть, восторг, восхищение, удивление и т.д. Умение различать и выражать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки. Стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению. Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания, в зависимости о т ситуации: драматизм, трагизм или комизм. | |
Этика отношений (белая этика) |
Способность тонко чувствовать. Существование в мире чувств, отношений, симпатий и антипатий. Способность различать оттенки внутренних состояний. Восприятие окружающего мира через те чувства, которые он вызывает. Вырабатывание на основе своих чувств уверенного мнения о поступках (поведении и эмоциях) людей. Этические оценки поведения. Знание, что такое хорошо и что такое плохо. Добро и зло. Нравственность, мораль. Способность различать чужие отношения, отношение к себе и улавливать их оттенки. Умение строить и поддерживать отношения. Стремление поддерживать хорошие отношения. Умение воспитывать детей. | ||
Сенсорика | Волевая сенсорика (черная сенсорика) |
Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешнюю форму и отмечая детали. Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта, красоты. Умение искать и ставить цели в отношении объектов себе и другим. Стремление и умение преодолевать препятствия на пути к своей цели. Стремление быть первым, лучшим. Упорство, воля, упрямство. Умение потребовать. Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям. Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, организовать их. | |
Сенсорика ощущений (белая сенсорика) |
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через органы чувств (ощущений):зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Оценка окружающего пространства и его объектов с точки зрения качества, чистоты, красоты, комфорта, удовольствия, здоровья. Понимание их свойств через собственные ощущения, которые от них возникают. Способность различать оттенки ощущений. Умение понимать, получать и создавать качество, красоту, эстетическое удовольствие, комфорт, физическое удовлетворение (телесные удовольствия). | ||
Интуиция | Интуиция возможностей (черная интуиция) |
Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание, смысл и выделяя суть. Восприятие скрытых внутренних качеств и назначения объектов через их суть и смысл. Умение понимать скрытую суть объектов, процессов и явлений. Умение видеть потенциал объектов, его перспективы.Оценка перспектив и возможностей, потенциала. Умение отделять главное от второстепенного, делать выбор. Умение находить нужные возможности объектов, способности (людей) и создавать новые. Способность выдвигать новые оригинальные идеи. Опора на творчество, свободу мысли и полет фантазии. |
|
Интуиция времени (белая интуиция) |
Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий. Развитое образное мышление. Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии. Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии. Умение видеть нужный момент времени. Оценка явлений, процессов, поступков или эмоций с точки зрения их своевременности. Ощущение ритма происходящих событий, темпа событий. чувство заполненности своего и чужого времени. Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие. Понимание развития ситуаций, логики событий, умение предсказывать развитие ситуаций, умение создавать нужную ситуацию. |